1 января 2009 года // Макроэкономика, Недвижимость, Индия, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, международное сотрудничество, недвижимость, сельское хозяйство | |
Голодный оскал неоколониализма | |
Развивающиеся страны, испытывающие недостаток земель под сельхозугодья, стали покупать такие земли за рубежом. По мнению главы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Жака Диуфа, фактически речь идет о новой форме «неоколониализма» Продолжение статьи |
Особенно активно закупают сельхозугодья за рубежом компании Китая, Южной Кореи, Японии, Саудовской Аравии и ОАЭ. Как уточняет газета Dawn, китайские компании в последние 9 месяцев совершили несколько земельных сделок, выкупив права аренды и приобретя в собственность земли в Африке, Центральной Азии, Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Бирме; все — для сельскохозяйственной деятельности. Ожидается, что в долгосрочной перспективе урожаи с этих земель будут обеспечивать продуктами население страны и экспортироваться в другие страны. Даже в России Китай купил и освоил 80,4 тысяч га сельскохозяйственных земель (цена сделки — 21,4 млн долларов).
Индия, которая, как и Китай, приняла специальную программу для решения продовольственной проблемы, в сентябре нынешнего года инициировала земельную сделку с Бирмой, на землях которой будут выращиваться бобовые исключительно для экспорта в Индию.
Саудовская Аравия планирует через посредничество компании Al-Qudra Holding приобрести в начале 2009 года порядка 400 тысяч га земли в Австралии, Хорватии, Египте, Эритрее, Индии, Марокко, Пакистане, Филиппинах, Судане, Сирии, Таиланде, Украине и Вьетнаме. По данным арабской газеты The National, компания Al Qudra Agriculture — «дочка» Al Qudra Holding на этих землях будет культивировать кукурузу, пшеницу, рис, а также выращивать скот и вывозить продукцию в ОАЭ и другие страны.
Исполнительный директор Al Qudra Holding Махмуд Ибрагим аль-Махмуд (Mahmood Ebraheem al Mahmood) настроен масштабно: «Одной из основных задач будет поставка продовольствия в ОАЭ, но наш бизнес с первого дня – международный. Мы планируем экспортировать продукцию и в другие страны».
Ажиотажный спрос на земли объясняется продовольственным кризисом этого года, который заставил поволноваться страны, импортирующие в значительном количестве продукты питания.
Масштаб некоторых ожидающихся в этой сфере сделок не может не вызывать удивления. Так, южнокорейская Daewoo Logistics ведет переговоры с правительством Мадагаскара, предмет которых — почти половина пахотных земель этой страны, пишет The Financial Times. Компания собирается арендовать миллион га земли для выращивания на ней кукурузы. При этом власти Мадагаскара приветствуют инвестиции, но перед принятием решения хотели бы оценить экологическое влияние проекта в целом. В свою очередь, правительство Камбоджи ведет переговоры с несколькими азиатскими и ближневосточными правительствами, надеясь получить как минимум $3 млрд за миллионы га по земельным концессиям. А одна из газет Абу-Даби утверждает, что ряд компаний из ОАЭ приобрели порядка 16 187 га земли в Пакистане, в провинции Белуджистан на общую сумму около 40 млн долларов — с целью последующего экспорта продовольствия в ОАЭ.
Как пишет Dawn, эксперты отмечают, что «богатые» развивающиеся экономики, решая таким путем свои продовольственные проблемы, могут достигнуть своей цели – произвести достаточное количество еды для своих граждан, но в долгосрочной перспективе они рискуют передать свои проблемы с продовольствием другим государствам. Более того, многие местные общины могут быть выселены. Более того, по мнению главы Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН Жака Диуфа, фактически речь идет о новой форме «неоколониализма».
Несмотря на то, что в публикации Dawn упоминается Россия, говорить о том, что ей угрожает указанная проблема, было бы преждевременно. Хотя российская земля привлекательна тем, что она заметно дешевле, чем, например, европейская. Как рассказал BFM.ru генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, иностранцы контролируют у нас менее 1 млн га пашни, или менее 1% от пахотных земель.
При этом, согласно закону «Об обороте сельхозземель», продавать иностранцам такие земли запрещено, можно только сдавать в аренду. Кроме того, как уточнил BFM.ru Константин Гензель, адвокат «Адвокатской конторы номер один» Московской городской коллегии адвокатов, «нельзя купить земли в пограничной зоне и земли, изъятые из оборота».
Другое дело, что, по словам Андрея Сизова, исполнительного директора аналитического центра «Совэкон», закон обычно обходится с помощью создания двухуровневой структуры: «Западная компания финансирует российскую, которая формально владеет землей и обрабатывает ее».
И хотя иностранные владельцы российской земли стараются особенно не афишировать свою деятельность, известно, что среди них шведский инвестиционный фонд Black Earth Farming (через российскую компанию «Агро-Инвест» контролирует порядка 300 тысяч га), шведская же компания Alpcot agro (инвестировала в Россию 230 млн долларов и контролирует более 120 тысяч акров, или 49 тыс. га), компания «Рав Агро-Про» с участием израильского, американского, британского капитала (контролирует 370 тысяч акров, или 150 тыс га). Кроме того, датская Trigon Agri приобрела в последние два года в России и на Украине 300 тысяч акров (121 тыс га).