Россия и мир пытаются обуздать рост цен на продукты питания
Планете отчаянно не хватает продовольствия. Мировые запасы зерна истощаются прямо на глазах, а цены на него каждую неделю ставят новые рекорды. Дорожают корма, а следом за ними - молоко и мясо. Малоимущим потребителям приходится затягивать пояса - на Земле уже голодают около 850 миллионов человек, а через пятнадцать лет эта цифра вырастет в полтора раза. В этой ситуации правительства решаются на самые жесткие действия - закрывают границы, "замораживают" цены на базовые продукты. Но все эти меры бесполезны, пока на рынке действуют монопольные картели. На Западе с ними регулярно борются. У нас же пик активности борьбы с монополистами пришелся на прошлую осень, после чего пошел на спад. Почему?
На днях ученые Оксфорда обнародовали поистине сенсационные данные. Они подсчитали, что в Великобритании супермаркеты забирают себе 90% всей прибыли от продажи молока, а оставшиеся крохи делят между собой производители и поставщики. А самое поразительное, что антимонопольное законодательство при этом не нарушается. Может быть, потому, что принималось оно тогда, когда о грядущем продовольственном кризисе говорили лишь футурологи? И то применительно к нищей Африке.
Сегодня продукты питания дорожают на всех континентах. Эту тенденцию смело можно назвать вызовом всему человечеству. Но можно ли - в рамках сложившихся законов - если не обратить "пищевую" инфляцию вспять, то хотя бы затормозить?
Осенью прошлого года Федеральная антимонопольная служба России развернула невероятно бурную деятельность по разоблачению ценовых сговоров. Были выявлены десятки случаев злоупотребления монопольным положением, многие компании были наказаны. Все бы хорошо, да только подавляющее большинство этих нарушений было связано с подковерными договоренностями между производителями и оптовиками. В то же время крупным сетевым компаниям удалось выйти сухими из воды. Хотя их "вклад" в продовольственную инфляцию весьма весомый. В чем же дело?
Антимонопольщики жалуются, что не могут привлечь ритейлеров к ответственности из-за того, что монополистов по нынешнему законодательству среди них нет - нужно, чтобы компания занимала хотя бы 35% рынка. Поэтому ФАС предлагает снизить "планку доминирования" до 15%, что позволит ведомству вмешиваться в ценовую политику сетевиков. Нерыночно? Конечно! Но у европейских регуляторов - похожие проблемы. Однако это не мешает властям влиять на ценовую политику торговых компаний.
Так, во Франции всего за три месяца - с ноября по январь - некоторые продукты подорожали до 50%. Это настолько перепугало чиновников, что они решили начать масштабное расследование. На днях премьер-министр Франции Франсуа Фийон объявил, что Министерство экономики проверит всех участников продовольственного рынка на предмет выявления ценового сговора.
В России похожая ситуация. В новом году цены отнюдь не умерили свою прыть. Только за два последних месяца тонна пшеница подорожала у нас примерно в полтора раза. И это несмотря на то, что в стране действует запретительная пошлина в размере 40% на ее вывоз, а государство постоянно проводит зерновые интервенции! Но ни Минэкономразвития, ни ФАС почему-то не беспокоятся.
Конечно, какие-то меры принимаются. В стране "заморожены" цены на социально значимые продукты питания. И самые малообеспеченные потребители это, конечно, почувствовали. Но на общую инфляцию "заморозка" практически не повлияла - слишком скудным является список товаров, продающихся по фиксированным ценам, - всего несколько наименований.
Можно ли регулировать цены на другое продовольствие? Да, но для этого в России необходимо принять закон о торговле. Именно в нем должны быть прописаны механизмы "заморозки", ограничения торговых наценок и установления предельных цен на товар. Кроме того, этот документ должен установить более низкую "планку доминирования" для розничных сетей. Но закон о торговле будет обсуждаться правительством только в апреле, а принять его могут и вовсе в конце года. Почему же чиновники не озаботились столь необходимым сегодня документом раньше?
А тем временем отечественный опыт по "заморозке" цен с удовольствием перенимают другие страны, дополняя его своими "национальными" особенностями. В Китае, для того чтобы поднять цены, производитель обязан получить согласие властей, а сделать это практически невозможно. А в Венесуэле и вовсе решили не церемониться с производителями. В случае необоснованного повышения цен их бизнес будут попросту экспроприировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий