среда, 27 февраля 2008 г.

В России снова могут появиться талоны на еду

Мария Веденичева, «Московские новости»


Такое зловещее предсказание пришло на смену слухам о деноминации и скором финансовом кризисе. Собственно это не стало сенсацией, ведь к такому повороту дел население страны готовится с осени прошлого года, когда начался безудержный рост цен на продукты (некоторые мои знакомые, например, запасаются вовсю консервами).

Государство, как мы помним, заключило соглашение с крупными торговыми сетями о сдерживании цен на социально значимые продукты. Его уже несколько раз продлевали. Крайний срок - 1 мая 2008 года. Но дотерпят ли до этого времени производители, которые вынуждены покупать сырье за границей по баснословным ценам, а здесь продавать продукты дешевле их себестоимости? Россия очень зависит от цен извне.

Сегодня в стране товарооборот импортной продукции составляет 35 процентов. Это почти критический показатель (40 процентов). Так вот, по информации американского агентства Bloomberg, в конце прошлой недели цены на пшеницу в Чикаго поставили новый рекорд: цена выросла на 16 процентов за неделю. Рекордной отметки достигла и цена на сою - 13,73 доллара за бушель; таким образом, повышение за последний год составило 84 процента.

- Соя дорожает, потому что это теперь модный продукт - многие расценивают ее как полезную замену мясного белка, - прокомментировал ситуацию Игорь Денисов, генеральный директор Русской масложировой компании. - Думаю, что в 2008 году основные продукты подорожают приблизительно на 20 - 30 процентов, особенно продукты на основе жиров - как растительных, так и животных. Отдельно я бы выделил сахар и все, где он содержится. Углеводы - это альтернатива нефтепродуктам для получения энергии, и объем сахара, направляемого на производство альтернативного топлива, постоянно растет. Естественно, это грозит ростом цен, так как все меньше сахара будет идти на пищевые цели.

Сегодня монополистом по производству сахара является Бразилия, а 50 процентов выпускаемого там продукта предназначено для выгонки биоэтанола. В 2007 году на это ушло 8 миллионов тонн сахара, а в 2008 году данная цифра вырастет до 12 - 13 миллионов тонн.

В правительстве РФ, кажется, понимают, что недостаток собственного продовольствия очень скоро выйдет России боком. Вице-премьер Дмитрий Медведев в понедельник призвал вкладывать деньги в сельское хозяйство, благо и соответствующий нацпроект имеется. Только вот эксперты считают, что видимый эффект от подобных инвестиций можно будет наблюдать не раньше чем через три-четыре года. Так, с 2004 года пошел приток вложений в свекловичное производство (к слову о сахаре), а меняться к лучшему ситуация в отрасли только начинает. Аналогичную тенденцию можно проследить и на рынке зерна, говорят в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). А времени до часа икс (1 мая) остается совсем мало.

Аналитики продовольственного рынка предполагают два сценария развития событий: дальнейшее сдерживание цен, которое неизбежно приведет к возникновению дефицита и фактически убьет начавшееся развитие отечественного АПК, либо функционирование строго в рамках рыночных механизмов, что означает фактический отпуск цен. И тот, и другой вариант для потребителя плох.

Что будет с пенсионерами, чьи доходы растут гораздо медленнее, чем цены на продукты? Эксперты соглашаются, что может вернуться система продовольственных карточек.

- В США, например, дотирование малоимущих слоев населения стало обычной практикой. К нам она тоже приходит. Уже существуют социальные столовые и бюджетные магазины, - отметил Валерий Петров, генеральный директор УК «Ингосстрах-инвестиции».

Кстати, в столичном Департаменте потребительского рынка и услуг считают, что магазины, в которых принимают социальные карты москвича (завуалированный аналог талона на продовольствие), могут только отчасти спасти положение.

- В настоящее время в Москве работают 1262 подобных магазина, в них горожане могут получить от 3 до 10 процентов скидки на товар. Существует также 65 предприятий общественного питания, где каждые сутки малообеспеченные граждане могут получить бесплатную еду. Эта сеть будет развиваться, - рассказал Владимир Малышков, руководитель ведомства.

Страшно подумать, но постоянными посетителями таких заведений может стать в конечном счете приличная часть населения столицы, которое похоже на слоеный пирог. Разница между богатыми и бедными у нас слишком велика.

У московских властей наготове еще один метод поддержания стабильности социальной обстановки, в случае неконтролируемого роста цен. Ставка делается на неприкосновенный запас основного продовольствия, который есть у Москвы, поделился Владимир Малышков. Схема действий такова: как только станет ясно, что по какой-то позиции начинается удорожание, на рынок будут выбрасываться продукты из резерва, естественно, по более низким ценам. Другими словами, власти начнут демпинговать. Ситуация будет выравниваться, потому что возникнет жесткая конкуренция, только уже не между предприятиями, а между ними и государственным сектором.

- Конечно, нам сложно в этом смысле конкурировать на рынке фруктов, ведь бананы у нас не растут. Собственно, мы и не собираемся. Но вот бурного роста цен на самые необходимые продукты не будет. Рыночная экономика не предусматривает прямого регулирования цен, но есть косвенные методы. Существует мировая практика, когда на основные виды продуктов, как правило, это всего 8 - 10 наименований (хлеб, молоко, растительное масло и др.), вводят лимит торговой наценки.

Глава ведомства заверил, что даже если грянет продуктовый кризис, то «три месяца москвичи смогут спокойно жить и питаться без проблем». А что же будет с немосквичами? Будут трескать отечественную капусту, картошку и свеклу. Да и то, видимо, не все.

Комментариев нет: